Saty's Dream

Психология

small logo

Ремонт :)

Здесь очень скоро появятся мои работы по психологии и ссылки на труды более известных специалистов.

Saty

 

Вот для примера первый опус...))

Наша пластика рассказывает о нас столько же, сколько все остальные способы выражения вместе взятые. Приходится признать, что вместить эту обширную тему в рамки одной главы нереально при всем желании, поэтому мы остановимся только на нескольких аспектах.

В первую очередь мы предлагаем познакомиться с наиболее яркими типами пластических проявлений. Для того, чтобы вам было легче представить себе описываемые образы, мы дали им имена персонажей, знакомых каждому по известным художественным произведениям.

“Пьеро”:

Вы когда-нибудь видели, как ходит цапля? Ее длинные сухие ноги двигаются как бы по частям - все его суставы сгибаются поочередно, поэтому создается впечатление, что она выкидывает ноги вперед. Такую же пластику можно наблюдать и у “Пьеро”. Он движется так же несогласованно, кажется, что в любую секунду он может потерять равновесие. Чаще всего его руки как плети бессильно висят вдоль тела, полностью соответствуя традиционному костюму Пьеро - балахону с длинными рукавами. Голова такого человека может мерно покачиваться при ходьбе, как у китайского болванчика. Зато все его тело похоже на стручок даже когда двигается, потому что Пьеро совершенно не склонен активно жестикулировать, размахивать руками или широко шагать. Все его движения скупы и невыразительны. Парадокс пластики Пьеро заключается в том, что, обладая сравнительно небольшим количеством жизненной энергии, он активно ее тратит на лишние движения. Если ему необходимо взять что-то со стола, он направится к искомому предмету всем телом, вместо того, чтобы просто протянуть руку. В целом этому типу людей свойственна вялая пластика - они медлительны, апатичны, координация движений несколько нарушена, поэтому у них часто все валится из рук. Однако, в силу природной впечатлительности и некоторой нервозности, в моменты возбуждения Пьеро начинает “суетиться”. И тогда его движения становятся мелкими, быстрыми и беспорядочными.

Если вы встречаете человека с описанной нами пластикой, можете быть уверены, что он необщителен, раним и впечатлителен. Все, что с ним происходит, он глубоко и долго переживает, и это отнимает столько сил, что влиять на ситуацию и что-то менять в собственной жизни он оказывается уже неспособен. Поэтому не получив причитающуюся ему заработную плату, он будет неделями переживать, искать причины происходящего в себе, вспоминать все свои проступки, за которые на него могла пасть эта кара, и в конечном итоге сделает из этого происшествия трагедию вселенского масштаба или возмездие небес за совершенные грехи. Но никогда Пьеро не станет выяснять, по какой причине с ним произошла та или иная неприятность, кто виноват в этом на самом деле и как это можно исправить. А если учесть, что он к тому же пессимист, становится понятно, что в любом случае он будет уверен в наихудшем исходе дела. Это объясняется тем, что Пьеро больше всего на свете боится разочарований, поэтому он предпочитает ни на что не надеяться, чтобы в последствии избежать болезненных переживаний. Таким людям очень трудно адаптироваться в новой ситуации. Они нерешительны и неактивны. Они всегда перестраховываются, их любимое выражение “а вдруг...”, поэтому они готовы таскать в своей сумочке аптечку, а выезжая за город несут самый большой рюкзак, в котором окажется “самое необходимое” на все случаи жизни. То же самое творится и у них в голове - память Пьеро хранит множество деталей, мелочей и нюансов. Он годами помнит телефоны государственных учреждений, в которые давно уже не звонит, и даже перестав общаться с человеком, он и через двадцать лет безошибочно назовет дату его рождения. Если заставить Пьеро долго ждать, он может впасть в депрессию или заболеть. И дело не в том, что у него портится настроение - он просто начинает считать, что его бросили, забыли, что он никому не нужен, а его просьбы не имеют никакого значения. В этой ситуации он будет переживать молча и никогда не позволит себе накричать на вас или предъявить претензии. Ему вообще сложно сделать первый шаг в общении - проявить интерес к человеку, спросить о чем-то, а уж тем более высказать собственные желания. Хотя человеческое внимание - это как раз то, в чем Пьеро нуждается всегда. Такой человек моментально чувствует изменения в настроении и отношении собеседника, и его состояние напрямую от этого зависит. Если в процессе общения у вас портится настроение, Пьеро становится тихим и грустным, стоит вам проявить малейшую агрессию - он начинает активно защищаться, если же вы чему-то радуетесь - он успокаивается и перестает переживать.

Неспособность Пьеро активно проявлять собственные положительные эмоции часто неверно трактуется окружающими - нередко эта особенность воспринимается как безэмоциональность или неблагодарность. Таким людям иногда свойственна истеричность поведения - они очень обидчивы и болезненно воспринимают критику. Встречая любые препятствия и сложности на пути достижения поставленной цели, они становятся подавленными, в опасных ситуациях - тревожными и растерянными. Пьеро очень внушаем и мнителен. Если вы решили его разыграть - не переусердствуйте. Если вы скажете, что в хлебе, который продается в магазинах, обнаружены какие-то опасные бактерии, он в лучшем случае перестанет покупать хлеб, а в худшем - обнаружит у себя все симптомы страшной и неизлечимой болезни. У Пьеро занижена самооценка - он всегда сомневается в своих способностях и возможностях, поэтому редко берется за какие-то новые дела, боясь не справиться. Если кто-то из ваших знакомых похож на описанный нами портрет, будьте с ним внимательными, заботливыми и доброжелательными, если вы хотите, чтобы общение с вами доставляло ему больше удовольствия, чем беспокойства.

“Д ’Артаньян”:

В отличие от первого пластического типа, этот не будет описан так же стройно и последовательно, поскольку это просто невозможно. Самые яркие характеристики его пластики - энергичность и непостоянство. Во-первых, человек этого типа в любое движение вкладывает всю свою энергию, поэтому он всегда выглядит так, будто находится на пике эмоциональных переживаний. Во-вторых, его пластика меняется в зависимости от его настроения, а это самая изменчивая характеристика его личности. Название этого типа говорит само за себя - вспомните энергичного и непоседливого мушкетера и вы сможете представить себе образ, который мы собираемся описать. Вероятно, Д’Артаньяном окажется человек, решительно шагающий по улице с таким видом, будто только что съел полтора десятка лимонов - с его лица редко сходит выражение недовольства и легкого раздражения. Скорее всего к этому типу принадлежит и ваш коллега по работе, который нервно барабанит пальцами по столу, сидя на совещании. Такой человек двигается порывисто и целенаправленно, будучи абсолютно уверенным в том, что “знает, что делает”. Д’Артаньян быстр и точен, всегда готов к активным действиям. В возбужденном состоянии он напоминает дикого зверя, запертого в клетке - неутомимый и бепокойный он мечется из угла в угол, не в силах оставаться на месте. Такой человек быстро принимает решение, срывается с места и хватается за дело. Если вам удастся понаблюдать за тем, как Д’Артаньян работает, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие - его быстрые и уверенные движения кажутся отрепетированными. При этом он никогда не скупится на жестикуляцию и любые другие способы выражения собственных эмоций, поэтому его пластика напоминает какой-то замысловатый и темпераментный танец. Однако, все перечисленные характеристики справедливы только в том случае, если Д’Артаньян уверен в нужности и значимости совершаемых им действий. В обратном случае он становится нетерпелив и раздражителен - всем своим телом он будет демонстрировать полнейшее нежелание делать что-либо, его пластика станет резкой и угловатой... Вы когда-нибудь видели как “взбрыкивает” строптивый конь? Так же выглядит Д’Артаньян в состоянии недовольства. Одним словом, сложно найти более подвижного и неугомонного человека.

Общаться с Д’Артаньяном сложно, но очень интересно. Соскучиться рядом с ним вы точно не сможете. Он вспыльчив и непредсказуем, его настроение может моментально измениться, так что вы даже не успеете сообразить, почему это произошло. Это человек, не признающий полумер и полутонов, его эмоции сильны, но кратковременны - он не будет неделями тихо переживать разочарование, как это делает Пьеро. Д’Артаньян бурно выразит собственное возмущение, раскажет всем окружающим о том, как его обидели, удостоверится, что виновник происходящего мучается угрызениями совести, и удовлетворенно переключится на что-нибудь другое. Кстати, не забывайте, что Д’Артаньян способен вогнать в краску или поставить в неудобное положение кого угодно - в этом ему помогает природное чувство юмора, переросшее в язвительность. Кроме того такой человек, как правило, злопамятен, поэтому однажды обидев его, вы уже никогда не сможете чувствовать себя спокойно - он не упустит подходящего случая, чтобы сыграть с вами какую-нибудь злую шутку. Учтите, что критику Д’Артаньян воспринимает, как открытое нападение, поэтому, сделав ему вполне справедливое замечание, вы можете в ответ услышать о себе много нелицеприятного.

Д’Артаньян стремится ко всему новому, постоянно что-то придумывает, ищет и меняет. Его абсолютно не пугают опасности, которые могут встретиться на пути - он уверен, что спокойно с ними справится, более того - любое рискованное дело дарит ему те острые ощущения, в которых он нуждается. Любое дело, за которое берется такой человек, поглощает его целиком - он одинаково страстно ухаживает за любимой женщиной, ремонтирует телевизор или делает перестановку. К сожалению, у Д’Артаньяна есть два значительных недостатка - во-первых, он сильно переоценивает собственные способности, а во-вторых, не склонен это признавать. Соответственно, любое поражение вынуждает его искать ответственного за происходящее “безобразие”. Поэтому вы совершенно неожиданно можете оказаться виновником всех его бед просто потому, что невовремя оказались рядом. Если вы вздумали начать какое-то совместное предприятие с Д’Артаньяном, будьте готовы к тому, что любая неудача будет на вашей совести, а “лавры победителя” в случае успеха будут принадлежать ему. При этом он будет рассказывать, как вы ему мешали и чуть не все испортили, хотя на самом деле могло быть все наоборот. Так что, если у вас достаточно терпения и великодушия, вы любите острые ощущения, вам нравятся бурные эмоциональные отношения и вы хотите перемен и неожиданно-стей, то Д’Артаньян может стать для вас идеальным партнером по бизнесу или по жизни.

“Министр-администратор”:

Этот тип обладает самой мягкой и соблазняющей пластикой, которую справедливо можно назвать “кошачьей”. Вы наверняка смотрели фильм “Обыкновенное чудо”. Вспомните министра-администратора в исполнении Андрея Миронова - вальяжные, несколько ленивые движения, нетороп-ливая, но выразительная жестикуляция - этот человек словно перетекает в пространстве. Даже когда он спешит, это выглядит так, будто он делает одолжение. Одним словом, пластика этого человека оставляет впечатление, что торопиться ему некуда. При этом не стоит путать вальжность и вялость - “министр-администратор” мягок, но энергичен - в этом заключается основной парадокс его пластики. Во всем его внешнем виде обычно сквозит удовлетворенное самолюбование. Иногда, отследив в собственной пластике понравившееся ему движение, позу или жест, “министр-администратор” повторяет его несколько раз, не в силах не восхищаться собой. При этом он выжидающе и испытующе будет поглядывать на окружающих, пытаясь понять, отследили ли они всю “изысканность” произошедшего или стоит еще раз продемонстрировать собственную грацию. Всякий желающий научиться завораживать окружающих своей нескрываемой сексуальностью и свободной походкой “от бедра”, может обращаться за помощью к человеку этого типа. “Министр-администратор” совершенно не склонен совершать излишние движения, поэтому он не станет метаться в поисках необходимого предмета по всей комнате - окинув взглядом все возможные места “дислокации” нужного объекта он выполнит минимальное количество дейст-вий, стремясь скорее не перетрудиться, чем достичь желаемого результата. Но при этом действия, которые он все-таки сочтет необходимыми, будут выполнены очень энергично. Излишне увлекшись достижением внешней выразительности и пластической гармонии, такой человек может перестараться и стать вычурным и манерным. Хочется отметить, что описанные нами особенности пластики этого типа не обязательно говорят о его демонстративности - часто таким людям важно красиво выглядеть не напоказ, а для себя.

Если же говорить о личностных качествах “министра-администратора”, то в первую очередь стоит отметить их легкость во всем - они легки в движениях, отношениях, эмоциях и словах. Такому человеку не свойственно задумываться о последствиях - он просто уверен, что все плохое пройдет, неприятности закончатся, ошибки простятся, а обиды забудутся. Такие убеждения дают ему возможность без малейшего зазрения совести действовать в собственных интересах, не заботясь о чувствах окружающих. Представители этого типа характеризуются хорошо уравновешенным поведением и устойчивым жизнерадостным настроением - сильно расстроить его достаточно сложно, а уж погрузить его в длительное депрессивное состояние и вовсе невозможно. Эмоциональные переживания “министра-администратора” поверхностны и кратковременны - всего минуту назад он был “немного огорчен”, и вот уже снова чему-то радуется, даже не вспоминая о только что пережитой неприятности. Он оптимистичен и весел, с ним вместе хорошо отдыхать и развлекаться - сложно найти более приятного в общении человека. Однако, если вы стремитесь к длительным глубоким и доверительным отношениям, делать ставку на этого человека не стоит. Скорее всего ваши трепетные личные переживания не затронут его, а ваши сокровенные секреты могут стать достоянием общественности. “Министр-администратор” не склонен к чему бы то ни было относиться очень серьезно, поэтому бессмысленно надеяться, что он сдержит данное вам слово. При всей природной энергичности такой человек органически не приспособлен к работе - он не терпит никакого напряжения, если только оно не связано с развлечениями или делами, которые он сам счел необходимыми. Иногда, желая почувствовать себя значимым, нужным или просто “талантливым”, такой человек начинает строить грандиозные планы, очаровывая оказавшихся поблизости слушателей стройностью проектов по осчастливливанию себя любимого, ближайших родственников, друзей, жителей своего микрорайона, города или страны, а может быть и всего человечества в целом. Как вы понимаете, эти грандиозные по значимости и полезности идеи не доживают до своего претворения в жизнь, поскольку в последний момент, обязательно окажется, что “главный творец счастья” страшно занят, неизлечимо болен или просто смотрит по телевизору решающий футбольный матч. В результате вам будет предоставлена почетная возможность реализовать все задуманное... Зная эту особенность, лучше заранее не ждать решения всех своих проблем от представителя этого типа, тогда не будет причин злиться или обижаться на него и вы сможете продолжать совместные поездки за город на пикник, получая при этом массу удовольствия.

“Доктор Ватсон”:

Представитель этого типа меньше всего задумывается о том, как он выглядит со стороны, поэтому его пластику справедливо можно считать самой естественной из всех, описанных нами. Движения “доктора Ватсона” не назовоешь красивыми и гармоничными, хотя они не бывают резкими или угловатыми. Скорее к этому человеку во всех смыслах подойдет эпитет “замедленный” - это касается и его личностных качеств, и пластических проявлений. Все его движения неторопливы и невыразительны. Начав какое-то действие, такой человек может замереть в размышлениях о том, что ему делать дальше. Например, протянув руку за яблоком, он может усомниться в том, а хочет ли он его на самом деле. В результате ближайшие минуты полтры вы сможете наблюдать статую “стремление”. В оличие от предыдущего типа, пластика “доктора Ватсона” не кажется ленивой - его неторопливые и размеренные движения оставляют впечатление продуманности каждого действия. Походка такого человека выглядит странно и забавно - будто бы это не один человек, а две несогласованных половинки от разных людей. Вполне вероятна ситуация, при которой нижняя половина его тела будет казаться энергичной и целена-правленной, а верхняя - расслабленной и отстраненной. Скорее всего, вы встречали людей, которые куда-то торопливо шагали, но при этом их руки расслабленно висели вдоль тела, туловище было в таком положении, словно их хозяин удобно сидит в кресле, голова чуть откинута назад, а взгляд устрем-лен в пространство. При этом спешит ли куда-то этот человек или просто прогуливается в привычном и удобном для него темпе определить по его поведению практически невозможно.

Очень интересно наблюдать за такими людьми в ситуациях, когда обстоятельства меняются каждую минуту. В таких случаях по поведению “доктора Ватсона”, как в замедленном кино можно отследить все процессы, которые обычно сопровождают любую деятельность человека. Общая заторможенность нашего героя позволяет заметить все фазы принятия решения. Воспринимая происходящее, человек этого типа обычно замирает, всем своим видом демонстрируя некоторое непонимание. Затем начинается процесс осмысления и принятия решения, характеризующийся глубокой задумчивостью. А далее следует завершающая фаза - собственно реагирование. И тут начинается самое любопытное - человек медленно выходит из “ступора” и начинает действовать. В этом смысле “доктор Ватсон” похож на старинный паровоз, который, с трудом тронувшись с места, постепенно начинает разгоняться, пока не достигнет предела возможной для него скорости. Вспомните, как выглядит человек, отогревающийся после сильного мороза - поначалу он кажется просто застывшим, потом его непослушные от холода пальцы начинают понемногу “оттаивать”, постепенно согреваясь, он становится все более подвижным и вот уже он совершенно забыл обо всем, увлекшись каким-то делом... Человек описываемого нами типа всегда выглядит приблизительно так же.

По личностным характеристикам этот тип кажется нам самым гармоничным из перечисленных. Такой человек обладает спокойным и уравновешенным характером. Он самодостаточен и не тревожен, избавлен от излишней внушаемости и мнительности. Представитель этого типа обладает неистощимым терпением и упорством. Добиться, чтобы он вышел из себя - это задача для талантливого “специалиста” по доведению людей до “белого каления”. И горе человеку, которому это удастся! С этой точки зрения представитель этого типа похож на гигантский колокол, который нужно очень долго разкачивать, прежде чем услышишь его мощный гул, но потом даже если захочешь - уже не остановишь. Вряд ли вам может встретиться в жизни более трудолюбивый и целеустремленный человек. “Доктор Ватсон” упорно и методично стремится к решению поставленной перед ним задачи. Это единственный из описанных нами типов, представитель которого преодолевает возникающие на пути препятствия и продолжает движение к цели, вместо того, чтобы опустить руки, возложить ответственность на окружающих или после первой же неудачной попытки обозлиться на весь мир и бросить начатое. Наткнувшись на непреодолимые проблемы, он спокойно констатирует факт недостижимости желаемого и спокойно перейдет к другому делу. Он всегда объективно оценивает причины неудач, и если виноват сам, не пытается искать причины произошедшего в окружающем его мире. Такой человек хорошо знает себе цену и адекватно оценивает собственные возможности и способности. Может быть, именно поэтому к критике он относится спокойно, если не сказать - безразлично. “Доктор Ватсон” консервативен, к любым переменам и новшествам относится отрицательно, рисковать не любит, стремится все до мелочей продумать и только потом действовать. Поэтому втянуть его в какую-нибудь аферу очень сложно. Хотя в опасной ситуации он хладнокровно продолжает действовать, заражая окружающих своей невозмутимостью. Единственное, что вызывает у такого человека значительные затруднения - это ситуации, когда требуется мгновенная адаптация или быстрое принятие решения, поскольку ни на то, ни на другое он не способен. Наш герой редко проявляет инициативу в общении, но ничуть не срадает от его отсутствия. Конечно, ему нравится, когда люди проявляют по отношению к нему внимание или интерес, но он не расстраивается, если этого не происходит.

В получившемся портрете не хватает последнего штриха - этого человека никак не назовешь эмоциональным. Ему не свойственны глубокие переживания и их бурные проявления. А поскольку он сам не знает ощущения, когда сердце выпрыгивает из груди, эмоции душат, а чувства “льются через край”, то ждать от него сопереживания бесполезно. Из всего вышесказанного следует, что с таким человеком приятно вместе работать, рядом с ним спокойно и надежно. Поэтому, если вы не нуждаетесь в сочувствии, не ждете в отношениях бурных переживаний и эмоций и вас не будут раздражать его медлительность и консерватизм, то лучшего партнера вам не найти.

 

 

 

 

 

 

| | satoka@yandex.ru | ©2006 Satoka

Hosted by uCoz