Saty's Dream

Театр марионеток

small logo

 

«Театр марионеток»

 

О том, насколько надоедлива реклама мы слышим и читаем чуть ли не каждый день, и это ничуть не уменьшает ее количество на экранах наших телевизоров. Однако о том, как она влияет на нас и наших детей, какие стереотипы закрепляет в утомленном мозгу рядового телезрителя мы чаще всего не задумываемся. Если же подвергнуть анализу видеоролики, агитирующие нас покупать те или иные товары, платить налоги или вести здоровый образ жизни, можно обнаружить среди них не только глупые или бессмысленные, но и вредные (в том числе для здоровья). Например, лет пять назад сюжет из серии «Заплати налоги и живи спокойно!» содержал в себе звук ускоряющегося сердцебиения человека, из-за которого просыпались грудные дети, а у сердечных больных учащался пульс. При этом даже у абсолютно здоровых людей проявлялась повышенная нервозность, поскольку сердечный ритм – это один из тех звуков, которые действуют на физиологическом уровне. Но это, к счастью, случай единичный. А подробнее мы собираемся остановиться на том, какой представляют себе нашу жизнь создатели рекламы.

Итак, как будет выглядеть мир, построенный на основе телевизионных образов? Во-первых, нам придется признать, что выбор шампуня определяет сексуальную привлекательность человека. То есть, предпочитая «неправильный» шампунь или попросту используя мыло для приведения в порядок собственной шевелюры, вы обрекаете себя на одиночество. Если же вы еще достаточно юное существо, то для того, чтобы гулять «с Машей», а не «в шлеме», вам придется пользоваться загадочным средством, название которого отдаленно созвучно с керосином. Во-вторых, будет полезно запомнить, что от неудобства, комплекса неполноценности и вообще неуверенности в себе прекрасно избавляют прокладки с крылышками, тампоны и дезодоранты (в смысле – антиперспиранты – ну и словечко!). Таким образом, всякий индивидуум, использующий перечисленные товары, автоматически становится успешным, а также приобретает способность со всеми удобствами устраиваться в любых условиях. В-третьих, не обнаружив у себя в сумочке или кармане упаковку жевательной резинки, можно будет заподозрить, что ваш супруг (супруга) перестал о вас заботиться. Кроме того, «мужик», не имеющий возможности выпить пива, сможет с полным правом утверждать, что его лишили свободы, а вкусив таки этого напитка будет выплевывать его в лица мимо проходящих барышень. Одним словом, жизнь наполнится огромным количеством символов, далеко не все из которых будут безобидными мелочами. При этом существование любого среднестатистического гражданина станет напоминать дурную пародию на низкопробный дамский роман.

При глубоком анализе рекламы можно обнаружить более серьезные проблемы. Они вдвойне неприятны, поскольку большинство зрителей не замечают «подвоха», скрытого в сюжете, воспринимая его только на подсознательном уровне. К сожалению, обычно ролики «со вторым дном» затрагивают внутрисемейные отношения, которые в нашей стране и так далеки от идеала. Например, в рекламе стирального порошка мы наблюдаем благополучную и счастливую семью, в которой муж и жена дружно застилают постель чистым бельем и укладываются спать… спиной друг к другу. Казалось бы – что тут такого? Все становится понятно, если обратиться к языку поз и телодвижений. Проблема заключена в том, что так могут спать только супруги, которых не связывает ничего, кроме общего быта. Таким образом, в подсознании телезрителя закладывается, что семья, в которой люди не зависят друг от друга, не оберегают своих близких, не заботятся о них и эмоционально не связаны – вполне нормальна, то есть даже «счастлива». Конечно, в реальности действительно очень часто супруги перестают проживать жизнь вместе, они существуют рядом, не сопереживая и не сочувствуя друг другу, нередко они даже не считают нужным делиться своими мыслями и эмоциями, предпочитая «плакаться в жилетку» друзьям. Но можно ли считать такой вариант отношений полноценной семьей – большой вопрос. Неудивительно, что в подобной «ячейке общества» муж может не узнать собственную жену после того, как она помыла голову.

Более серьезные претензии возникают к создателям рекламы, посвященной «безопасному сексу». Если вы помните, в одном из роликов жена целый день занимается домашними делами, а вечером, когда она, наконец, садится перед телевизором с вязанием, возвращается с работы утомленный отец семейства. Далее следует безмолвная сцена с демонстрацией презервативов, сопровождаемая стандартным слоганом: «Просто для меня. Удобно для тебя...». Описанный сюжет может восприниматься двояко – все зависит от того, что имеется в виду под понятием «безопасный секс». В первом случае этот термин может обозначать защиту от разнообразных заболеваний, но тогда возникает законный вопрос – каковы должны быть отношения в семье, если муж и жена настолько не доверяют друг другу? Во втором случае дело обстоит еще хуже – если эта реклама посвящена борьбе с абортами, то мы сталкиваемся с вопиюще неумелым использованием терминологии. До тех пор, пока в нашем понимании слово «беременность» будет напрямую ассоциироваться с понятием «опасность», решение демографических проблем нашей стране не грозит, поскольку даже зачатие желанного ребенка будет восприниматься, как нечто ужасное.

Кстати, проблемам рождаемости способствует и обилие обнаженных женских (да и мужских) тел на экранах телевизоров. При условии, что демонстрируемая нам неприкрытая натура, конечно же, подобрана по принципу наибольшей эстетической эффектности, несовершенные формы простых смертных уже не кажутся особо привлекательными, что снижает сексуальную активность народонаселения. Не говоря уже о том, что государственная политика активной борьбы с порнографией теряет всякий смысл при таком лояльном отношении к неоправданно открытой демонстрации человеческого естества.

Вы замечали, что с большим интересом яркие и громкие рекламные ролики очень любят смотреть маленькие дети. Давайте представим себе, как может сложиться жизнь человека, воспитанного на таких «глубокомысленных» примерах. Для начала, ребенок должен отслеживать, в какие подгузники «обряжают» его родители, затем он станет требовать йогурты, лимонады и жевательные резинки, а вот дальше начнется разделение по половому признаку. Девочки будут готовиться бороться с неистребимыми прыщами и озаботятся выбором между прокладками и тампонами, а мальчики начнут бриться и поливаться одеколоном, поигрывая мускулатурой. Еще через некоторое время молодые люди и трепетные барышни, попивая «продвинутое пиво», станут устраивать парные соревнования по скоростному одеванию джинсовых костюмов, тренируясь на случай внезапного возвращения родителей «в самый неподходящий момент». Повзрослев, одна часть женщин погрузится в изучение химических составов моющих средств, зубных паст и косметических кремов, а другая сочтет более достойным занятием демонстрацию собственных оголенных бедер и грудей в компании мужчин, озабоченных своей потенцией. Сильная половина человечества, судя по всему, в этой жизни вообще не должна интересоваться ничем, кроме выпивки и собственной неотразимости. И, в конечном итоге, нет ничего удивительного в том, что появляются настолько циничные рекламные слоганы, как «каждому слепому ребенку иллюстрированные книжки в подарок» или «наши гробы изготовлены из натурального кипариса с запахом кедровых орешков». Вот такая веселая картинка получается.

Так что пока наши рекламотворцы не ознакомились с законами психологии, научитесь получать удовольствие от общения с реальной жизнью, в которой далеко не все мужчины страдают простатитом, а женщины не посвящают все свободное время борьбе с целлюлитом и «нежелательными волосами». Любите себя такими, какие вы есть, и не забывайте в своем благородном стремлении к совершенству, что «счастье – это сейчас» и «вы его достойны».

На рождение дочери

Город

Приходи к нему лечиться

Со мною что-то происходит

 

| | satoka@yandex.ru | ©2006 Satoka



Hosted by uCoz